МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕН В РОССИИ

18 Мая 2016

(проект «Совершенствование  государственной политики цен в России:

методологические аспекты», поддержанный РГНФ на 2010-2012гг.)

М.И. ГЕЛЬВАНОВСКИЙ,

генеральный директор

Национального института развития

при отделении Общественных наук РАН,

д.э.н., профессор.

Желанно, разумеется, и благо одного человека,

но прекраснее и божественней благо народа и государств.

Аристотель, Никомахова этика

 

ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА  КАК ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Выработка эффективной государственной политики цен в России сегодня является одной из наиболее актуальных задач, от решения которой во многом зависит судьба экономики страны. Это связано с тем, что в рыночной экономике цена как экономическая категория, несмотря на ее известный вторичный (производный) характер по отношению к конструкции хозяйственной системы, тем не менее, играет определяющую роль в формировании пропорций общественного производства, влияет на темпы и характер его роста. Это означает, что цены во многом определяют и сам характер воспроизводства, т.е. способность хозяйственного организма страны воспроизводить себя в таком качественном и количественном отношении, чтобы обеспечивать необходимую гармонию и динамику развития страны, благосостояние ее населения, ее экономическое и геополитическое положение  в мире.

Ценовая политика государства фактически является продолжением государственной экономической политики. Именно в рамках ценовой политики вырабатываются эффективные механизмы ценообразования, создающие предпосылки для формирования конкурентоспособной экономики страны. Последняя складывается из высокой эффективности хозяйствования и соответствующих этой эффективности низких затрат и цен в хозяйственной системе в целом. При этом рынок является одним из мощных инструментов повышения такой эффективности, хотя и далеко не единственным.

Необходимость разработки эффективной экономической политики и выбор методов государственного регулирования экономики, в том числе и цен, определяется рядом условий и факторов общественного развития.

Прежде всего, это исторический опыттрадиции государственного регулирования, сформировавшиеся  в стране на протяжении десятилетий, а иногда и столетий и в результате которых сложились совершенно определенные взаимосвязи между отдельными секторами экономики, социальными слоями и группами в обществе (в первую очередь, между  слоем государственных управленцев, с одной стороны,  и исполнителей на микро-, мезо- и макроуровнях хозяйственной иерархии – с другой), а также в географическом разрезе – на уровне отдельного города, района или на общенациональном уровне. Здесь степень государственного влияния на экономику может существенно различаться как в зависимости от уровня хозяйственной иерархии, так и от характера распределения властных полномочий между центральными и региональными органами государственной власти.

Специфика методов государственного вмешательства в экономику определяется также  характером этапа социально-экономического развития, переживаемого страной.  Как известно, практически во всех обществах и хозяйственных системах существует достаточно четкая закономерность, состоящая в том, что в периоды социально-политической или экономической неустойчивости государственная власть усиливает свое влияние в экономической сфере. Это усиление обычно прямо пропорционально остроте и сложности возникшей нестабильности. Принимая на себя повышенные функции по регулированию жизненно важных процессов в обществе (особенно это касается сложных технологических систем, составляющих основу современных национальных хозяйств промышленно развитых стран), государство, по сути, проявляет ответственность перед обществом, которое доверяет ему обеспечение своей жизнеспособности и стабильности. Уход от такой ответственности или даже недостаточная ответственность государства, проявляемая в подобные периоды может привести (и обычно приводит) к тяжелым социально-экономическим и политическим  последствиям, связанным с разрушением механизмов весьма тонко настроенного социально-экономического и политического организма страны.

Важным фактором, определяющим роль государства в современной экономике, является научно-технический прогресс. В условиях усложнения хозяйственной жизни, все в большей степени базирующейся на тонко настраиваемых технологических системах, связывающих  хозяйствующих субъектов по вертикали и горизонтали, образующих сложные переплетения микро-, мезо- макро- уровневые конструкций и отраслевых комбинаций, в значительной мере зависящих от направлений и темпов развития технологического прогресса, роль государства как некоего координатора и гаранта устойчивости развития этих сложных систем бесспорно возрастает. Слишком велики потери от сбоев в работе этих сложных систем.

Фундаментальная наука, ориентирующаяся на длительную перспективу и определяющая основные векторы развития, прежде всего, будущего материального базиса социально-экономических систем, практически полностью зависит от государственной опеки. А от развития фундаментальных наук зависит эффективность прикладных исследований. Причем временн’ые лаги между открытиями фундаментального характера и базирующимися на их основе результатами прикладных исследований, сокращаются. И весь этот сложный процесс научно-промышленного развития, как на национальном уровне, так и в рамках международного сотрудничества поддерживается и координируется государством. И конкурентные позиции многих стран во многом определяются эффективностью такой координации и поддержки.

Наконец, мощным фактором, во многом определяющим степень влияния государства на экономику, является развитие процессов интернационализации хозяйственной жизни, с одной стороны, и степень зрелости социально-экономических предпосылок для получения страной выгод от вовлечения ее в этот процесс – с другой. Поскольку процесс интернационализации проходит в условиях острой конкурентной борьбы, успех от вовлеченности в него каждой из стран во многом зависит от того, насколько государство, используя свою мощь и свои институты взаимодействует с отечественными предпринимателями, помогая им в международной конкурентной борьбе, создавая условия и предпосылки для получения от вовлеченности в процесс интернационализации хозяйственной жизни б’ольших выгод и снижения возможных потерь или ущерба. Роль этого фактора многократно возросла в условиях глобализации, сопровождающейся обострением конкурентной борьбы, усложнением связей между государством и бизнесом, повышением стратегических аспектов управления в экономическом развитии, как крупных фирм, так и отдельных стран и их объединений.

Важно отметить, что слабое государственное управление в условиях высокой степени интернационализации хозяйственных связей своими безответственными действиями ставит под удар не только свою экономику, но также и своих экономических и политических партнеров. Это приводит к изменениям в распределении ролей во внешнеэкономической сфере и тем самым, как правило, еще более ухудшает ситуацию для страны, не сумевшей вовремя создать необходимых конкурентных преимуществ для себя и для своих партнеров.

Какова же роль цен и ценовой политики в системе государственного регулирования национальной экономики? Понимание этой роли тесно связано с различным характером самой экономической деятельности, на который обратил внимание еще Аристотель. Философ содержательно разделил два вида хозяйственной деятельности: 1) искусство приумножать богатство (он ее назвал хрематистикой) и 2) науку о домохозяйстве (он ее назвал эконом’ией). Другими словами, хозяйственная деятельность имеет две интенции: стремление к увеличению прибыли и решение конкретных проблем обустройства человеческой жизни [1].  В период зарождения экономической науки по существу произошла подмена этих понятий: А.Смит, вводя в оборот термин «человека экономического», постоянно стремящегося «улучшить свое положение посредством увеличения своего имущества», по сути, подменил одну интенцию другой, тем самым заложил основы «хрематистики», называя ее «экономикой». Это положение сохранилось до настоящего времени и нашло выражение в развитии современной «экономической» теории, которая по сути своей является преимущественно «хрематистической».

Если рассматривать эту проблему с позиций конкурентоспособности, то на уровне предприятий и фирм мы будем иметь дело с хрематистикой, а на уровне национальной экономики – с экономией, поскольку для государства в лице правительственных органов главная задача как раз и состоит «в обустройство общего дома», коим и является национальная экономика. Именно в эффективном сочетании реализации этих двух начал и состоит искусство государственной политики цен, C ее помощью, с одной стороны, должны формироваться условия для эффективного производства конкурентоспособных товаров (уровень фирм), а с другой стороны, гармонично развиваться национальная экономика как жизнеспособный конкурентный субъект мировой экономики.

Теоретически в инерционном, устойчиво развивающемся рыночном хозяйстве, цены, прежде всего, выполняют роль важнейшихиндикаторов процессов экономического развития. При этом подразумевается, что цены не испытывают на себе сколько-нибудь существенного регулирующего влияния не только государства, но и крупных компаний, а их свободные изменения как раз и являются условием выполнения ценами их информационной функции, позволяющей всем субъектам хозяйственной деятельности ориентироваться в сложных и динамичных экономических процессах. На самом деле, в реальной жизни на , цены влияет и государство, и фирмы и их объединения, особенно крупные (которые, как правило, пытаются монополизировать сферу своей деятельности), и общественные организации (прежде всего профсоюзы).

Сам же рыночный процесс в национальной экономике в целом представляет собой некое сочетание стихии рынка, т.е. активного взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности – производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) – хрематистическая  часть системы, с одной стороны, и сил корректирующих их действия, решающих задачи гармонизации хозяйственной системы как некоего целого, «общего национального дома» – экономийная часть системы, являющаяся предметом заботы и ответственности государственных и общественных институтов, отражающих интересы тех участников рыночного процесса, которые не могут непосредственно влиять на цены – государственные служащие, работники социальной сферы (учителя, врачи, пенсионеры, студенты и пр., а также интересы государства как геополитического и геоэкономического субъекта, с другой стороны.

К сожалению, в современной России за годы преобразований в экономике и в общественной жизни в целом сложилось весьма своеобразное положение: цены формируются в результате не столько действия взаимно уравновешенных рыночных и нерыночных факторов (как это обычно имеет место в развитой рыночной экономике), сколько в условиях постоянного экономического стресса. Этот стресс вызван и практически непрерывными административными перестройками, и часто меняющимися правилами хозяйственного поведения, и резкой демонетизацией всего национального хозяйства, и сильной его зависимостью от внешнеэкономических факторов, в частности, от курса доллара США, от конъюнктуры мирового рынка и, особенно от рынка нефти. Именно эту стрессовую ситуацию и должна изменить хорошо продуманная и последовательно реализуемая государственная ценовая политика.

 

Состояние ценовой сферы в Современной России

Истоки современной ситуации, сложившейся в ценовой сфере России, уходят корнями в стартовый период экономических преобразований. Здесь важно отметить, что переход к рыночным ценам в 90-е годы, не был подкреплен формированием необходимой инфраструктуры и не был полномасштабным. На энергоносители, электроэнергию, моторное топливо, грузовые железнодорожные перевозки, услуги ЖКХ и связи сохранилось административное установление цен (со временем из этого перечня были исключены нефть, уголь и нефтепродукты).

Сильное воздействие на рост цен и состояние рынка оказало значительное (в 5 раз) административное повышение цен на энергоносители, электроэнергию, моторное топливо, грузовые железнодорожные перевозки одновременно с либерализацией цен на остальные товары [2].

В сочетании с последствиями распада страны возник масштабный дисбаланс спроса и предложения в межотраслевом и внутриотраслевом разрезах. Причины этого заключаются в распаде единого экономического пространства СССР, возникновении препятствий в виде государственных границ на традиционных маршрутах движения товаров, утрате моновалютного стандарта и единообразия правовых процедур при движении товаропотоков. Из-за многократного повышения цен на базовые ресурсы хаотический рост цен приобрел характер гиперинфляции.  Ее подавление путем жесткого ограничения роста денежной массы в несколько раз (что фактически привело к демонетизации экономики) снизило покупательную способность населения, уменьшило или ликвидировало оборотные средства предприятий. Производство резко сократилось.

Из-за нарушения денежного обращения в стране возник и приобрел тотальный характер бартерный обмен, обслуживанием которого занимались различного рода посреднические структуры, ставшие важнейшим звеном товародвижения. В этих условиях стоимостная оценка товаров в бартерном обмене (выразившаяся в появлении псевдоцен) стала зависеть не от величины затрат или соотношения спроса и предложения, а от способов расчетов за товары («живые» деньги, векселя, предоплата, бартерный обмен). В результате цены в этот период не выполняли функцию определения меры стоимости.

Главным макроэкономическим следствием периода перехода к рыночным ценам явилось резкое снижение цены рабочей силы по сравнению с ценами на продукцию и услуги. Искусственное ограничение платежеспособного спроса привело к сокращению производства по всей совокупности кооперационных связей от потребительских товаров до сырья.

В результате происшедших изменений внутреннее экономическое пространство страны оказалось разделенным на две части – инвалютную (в основном долларовую) и рублевую.

Первая представлена ценами на товары экспортного сегмента экономики, которые устанавливаются в зависимости от уровня мировых цен. Разрыв в уровне мировых и внутренних цен частично нивелируется экспортными пошлинами, но при этом сохраняетсясистемная связь цен экспортного сегмента с уровнем платежеспособного спроса внешнего рынка,  из-за чего этот сегмент остается полностью ориентирован на мировой рынок. Продавая валютную выручку по официальному курсу для оплаты потребляемых трудовых и материальных ресурсов по низким внутренним ценам, экспортеры получают избыточный доход как от значительной разницы в затратах и мировых ценах, так и за счет заниженного официального курса рубля (разница между официальным валютным курсом и паритетом покупательной способности валют сегодня составляет примерно 2 раза). При этом на внутреннем рынке конкурентное преимущество России в виде наличия значительных запасов более дешевого по сравнению с мировым уровнем сырья, практически не используется.  Высокая доходность в экспортном секторе за счет ценовой и курсовой «ренты» снижает стимулы повышения эффективности производства, а инвестиции направляются, главным образом, на развитие транспортировки сырья, направляемого на экспорт при нарастании проблем в области геологоразведки, нефтедобычи и нефтепереработки. Изменение внешнеэкономической конъюнктуры под влиянием глобального финансово-экономического кризиса в 2008 г. еще раз подтвердило эфемерность высокой эффективности экспортного сектора и ненадежность высоких мировых цен в качестве главного источника роста бюджетных доходов.

Другую часть российского экономического пространства, анализируемого с позиций выявления различий методов формирования на них цен, можно условно также разделить на две части - монопольную и немонопольную.

В сегменте, где действуют административно регулируемые цены (тарифы) на продукцию и услуги естественных монополий,ценообразование является своеобразным аналогом затратных цен плановой экономики. В этих регулируемых ценах учитываются плановые затраты на производство, капитальные затраты на развитие и модернизацию производства и прибыль в размерах, обеспечивающих окупаемость инвестиций (исключение составляют тарифы на услуги ЖКХ, не возмещающие в полном объеме текущие расходы и не учитывающие затраты воспроизводственного характера).  Однако,  в отличие от советских плановых цен, эти регулируемые цены не образуют системного единства с ценами экспортного сектора экономики и отраслей, ориентированных на внутренний рынок. Существенным недостатком практики регулирования этих цен является слабый контроль за обоснованностью затрат. Рост цен на продукцию естественных монополий, которые устанавливались административным методом на протяжении всего пореформенного периода, существенно обогнал их увеличение в обрабатывающих отраслях промышленности и сельском хозяйстве. Хотя в регулируемые цены на протяжении всего пореформенного периода включалась инвестиционная составляющая, это не привело к существенному развитию производства в их отраслях. Это произошло из-за отсутствия контроля за целевым использованием естественными монополиями по существу гарантированных доходов. Вместе с тем опережающий рост регулируемых цен привел к увеличению доли расходов на товары и услуги естественных монополий в структуре затрат потребителей и, в определенной мере, к поддержанию высокой энергоемкости промышленного производства.

Наконец, в сегменте экономики страны, где товаропроизводители ориентированы на внутренний рынок (он представлен в основном мелкими и средними предприятиями и фирмами) цены формируются на основе затрат и условий реализации, складывающихся в зависимости от  платежеспособного спроса отечественных потребителей. Казалось бы, именно этот сектор мог бы быть локомотивом роста эффективности производства и соответственно роста конкурентоспособности отечественных товаров. Однако наиболее важной характеристикой этих цен является то, что они несут на себе отпечаток условий их формирования на старте  перехода к рынку. Резкое снижение доходов потребителей и монетаристские методы подавления инфляции поставили товаропроизводителей перед выбором – или прекращать деятельность, или снижать цены до уровня, обеспечивающего сбыт их продукции. В этих условиях из себестоимости были фактически исключены затраты, не связанные с текущими нуждами предприятий (амортизационные отчисления в необходимых объемах, затраты на НИОКР и инженерное обслуживание производства,  отказ от профилактических ремонтов, снижение уровня зарплаты и задержка ее выплаты и т.п.),т.е. как раз те затраты, которые могли бы быть источником повышения производительности труда, снижения издержек и роста конкурентоспособности выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Кроме этого, в российских условиях связь между производителями и потребителями (в данном случае между товаропроизводителями и организациями оптовой и розничной торговли) в значительной мере блокируют перепродавцы. Они вклиниваются на всех стадиях движения товара – от товаропроизводителя к товаропроизводителю, от товаропроизводителя к оптовому продавцу, между оптовыми продавцами и т.д. В этих условиях цена перепродавца складывается из цены его покупки + маржа произвольного размера. При этом, как правило, маржа перепродавца поглощает значительную часть дохода от усилий участников производства и обращения товара по повышению эффективности их деятельности. В таких условиях рыночные конкурентные механизмы практически перестают работать.

Подводя итог анализу ценовой сферы России, можно сказать, что в стране сложилось весьма своеобразное рыночное хозяйство: экспортный сегмент работает в основном под влиянием экзогенных факторов мирового рынка и весьма слабо связан с внутренним рынком страны, монопольный сегмент по определению исключает какую-либо конкуренцию, а усилия отечественных товаропроизводителей по повышению конкурентоспособности своей продукции практически полностью блокируются разросшимся за годы реформ мощным слоем паразитических посредников. В результате, мы сегодня по существу имеем не столько рыночное хозяйство с государственным аппаратом, поддерживающим рыночные процессы и корректирующим нежелательные для общества тенденции в экономике, связанные с незрелостью, несовершенством рынка, сколько некую эклектичную олигархическо-административную систему, в которой рынок используется не как инструмент для повышения эффективности хозяйственной системы, а как  инструмент личного обогащения отдельных граждан страны за счет других, а также как некое идеологическое прикрытие для проведения в жизнь интересов, наиболее сильных в экономическом отношении субъектов этой системы, интересов весьма далеких от национальных интересов России.

В этих условиях задача государственной ценовой политики в Российской Федерации на ближайшую и более отдаленную перспективу и формирование в соответствии с ней эффективных ценовых механизмов, а также методологическое обеспечение государственного регулирования цен может решаться только в теснейшей увязке с решением проблем общих социально-экономических преобразований, от которых в определяющей мере зависит развитие всей страны, повышение ее конкурентоспособности.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕН В РОССИИ

 

Главная стратегическая задача развития российской экономики – повышение ее  конкурентоспособности. Достижение этой цели является залогом успеха на пути превращения нашей страны в ведущую державу мира.

Основные принципы ценовой политики. При формировании подходов к государственной политике цен, необходимо исходить из того, что в современной экономике требования экономической устойчивости, сбалансированности между основными макроэкономическими агрегатами и задача поддержания стабильно высоких темпов экономического роста являются взаимосвязанными. Цены в достижении этой цели являются одним из основных инструментов реализации этой сбалансированности, т.е. должны быть «встроены» в стратегию социально-экономического развития страны на ближайшую и более отдаленную перспективу. И это является главным принципом, на котором должна основываться государственной политики цен [3].

Исходя из сложившейся в ценовой сфере страны ситуации, ведущими императивами государственной ценовой политики должны, на наш взгляд, быть два:

Первый императив – реальное развитие рынка как одного из наиболее мощных и универсальных инструментов повышения эффективности экономической системы страны через создание необходимых предпосылок этого развития – устранение всех форм монополизма, развитие рыночной инфраструктуры, прежде всего информационной и создание для цен реальной свободы и объективации.

Второй императив –  развитие механизмов компенсации недостатков рыночных механизмов с помощью элементов административного управления, развития общественной инициативы и разработки эффективной государственной политики и стратегии, учитывающей острую международную конкуренцию и опирающуюся на четко сформулированные национальные интересы, выражающиеся в устойчивом повышении конкурентоспособности национальной экономики и обеспечении экономической безопасности страны.

Основные направления реализации ценовой политики. Современные экономические отношения требуют чрезвычайной гибкости, поэтому им должны соответствовать столь же гибкие регулятивные механизмы. Отсюда требования к сбалансированности и устойчивости априори не могут быть жесткими, такими, например, как это имело место в советской системе планового хозяйства. Любая экономическая система, и особенно гибкая, обладает дополнительным запасом прочности, так как состояние сбалансированности определяется не конкретными единичными значениями макроэкономических показателей, а их совокупностью, лежащей в середине некоей области устойчивости, которую представляется возможным очертить при помощи системы экономических расчетов (в том числе и прогнозных).

В связи с этим главным направлением предлагаемой концепции является объединение отмеченных выше разрозненных секторов ценообразования в общую систему (см.рис.3). Это, собственно говоря, есть начало домостроительного экономийного подхода к ценообразованию. В данном случае должна быть создана система, которая позволила бы нашей экономике работать как единый народнохозяйственный комплекс, но не на плановой, а на рыночной основе, но чтобы был создан свой эффективный рынок, а не чужой, обслуживающий интересы иностранных партнеров. Для этого предполагается разработка на основе межотраслевых балансов ценовых коридоров, соблюдение которых позволит вернуть ценам их воспроизводственную функцию. В течение некоторого времени должна проходить отладка этих цен с тем, чтобы воспроизводственная функция цен начала работать полном объеме. И, естественно, попутно необходимо найти способы освободиться от паразитических посредников.

Весь этот комплекс мер должен осуществляться на основе разработки соответствующего законодательного поля: корректировки действующих законов и, что самое главное –на основе разработки и принятия Федерального закона о ценах и ценообразовании.

Параллельно должна быть создана система ценовой информации, о которой говорилось ранее. Каковы ее задачи? Во-первых, полномасштабное включение производителей в конкурентную борьбу. Во-вторых, для субъектов рынка возрастает возможность минимизации затрат и оптимального выбора партнеров: прозрачность изменения стоимости товара по мере его продвижения по производственной цепочке позволит избавиться от паразитических звеньев.  В-третьих, это информационная база для принятия самых разнообразных решений практически на всех уровнях хозяйственного управления: от муниципальных органов до федеральных.

В целом будущая система ценообразования должна опираться на два основания: четкое законодательство о ценах, сконцентрированное прежде всего в Федеральном законе «О ценах и ценообразовании в России» и прозрачной ценовой среде, сформированной на основе Национальной системы ценовой информации.

Вся система реализации государственной политики цен должна осуществляться в комплексе с бюджетной, кредитной, таможенной и валютной политикой. Именно так можно реализовать те стратегические задачи, которые должны быть поставлены в национально-государственной конкурентной стратегии развития России, без которой она фактически не обладает субъектностью в международной конкурентной борьбе.

Исходным посылом государственной политики цен должна неизменно являться долгосрочная стратегий социально-экономического развития страны, в которой и должны быть заложены элементы навязываемого современным миром глобального соперничества России с ведущими державами мира.

 

[1] По своей сути, хрематистика и экономия – это две принципиально отличные системы этических ценностей. Аристотель считал, что нажива не должна становиться целью человека, и критиковал хрематистику как тип хозяйственной деятельности. По мысли великого философа, «…счастье – это определённого качества деятельность души сообразно добродетели», т.е. предназначение человека он видел в самореализации в области духовного развития. Экономическая же деятельность должна только обеспечить индивида набором необходимых благ. Поэтому идеальным типом хозяйственной деятельности Аристотель провозгласил «экономию». «Так как хрематистика расположена рядом с экономикой, люди принимают её за саму экономику; но она не экономика. Потому что хрематистика не следует природе, а направлена на эксплуатирование. На неё работает ростовщичество, которое по понятным причинам ненавидится, так как оно черпает свою прибыль из самих денег, а не из вещей, к распространению которых были введены деньги. Деньги должны были облегчить торговлю, но ростовщический процент увеличивает сами деньги. Поэтому этот вид обогащения самый извращённый. Аристотель, Политика, Часть10

 

[2] Следует отметить, что и сегодня – по-прежнему под воздействием административного фактора – цены на эти виды продукции и услуги продолжают сохранять характер мощных генераторов инфляции. Президент России Дмитрий Медведев называет вызывающей ситуацию с ростом тарифов на передачу электроэнергии по распределительным сетям в российских регионах, которые установлены на 2011 год.

(Источник: http://www.infox.ru/business/consumer/2011/03/11/Myedvyedyev_raskriti.phtml)

 

[3] Именно разбалансированность финансового и реального секторов экономики сначала привела к ценовой нестабильности на мировых рынках финансовых и материальных активов, а затем послужила «пусковым механизмом» мирового кризиса. Цены и соотношения между ними не просто балансируют спрос и предложение в экономических системах, но одновременно являются важнейшими индикаторами устойчивости систем, сигнализируют о кризисных проявлениях. 

Короткая ссылка на новость: http://nir.ras.ru/~XaeXi