Экспертиза

УЧРЕЖДЕН ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКЕ

Заседание экспертного совета по ценовой политике

Темами для дискуссий являются вопросы прогнозирования и планирования экономического развития России

Первое заседание Экспертного совета по вопросам законодательного обеспечения и совершенствования государственной ценовой политики в инвестиционной сфере состоялось в стенах Государственной думы РФ. Его участники обсудили основные направления государственной тарифно-ценовой политики. По мнению наблюдателей, Экспертный совет может стать эффективной мультипликативной площадкой, позволяющей представителям отраслевых министерств и ведомств, законодательных собраний, общественных объединений быстро и качественно согласовывать свои позиции по обсуждаемым вопросам.

Инициаторами создания Экспертного совета выступили Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству и Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга. В состав совета вошли представители законодательных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, профессиональных объединений бизнеса и саморегулируемых организаций, научно-исследовательских, проектных и региональных организаций и крупных отраслевых предприятий.

А темами для дискуссий являются вопросы прогнозирования и планирования экономического развития России, государственного регулирования экономики, экономического обоснования бюджетной политики; вопросы антимонопольного регулирования и обеспечения конкуренции; вопросы инвестиционной деятельности, ценовой, промышленной и инвестиционной политики.

Тон обсуждению задал первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по экономической политике и предпринимательству Владимир Головнев. По его словам, главная задача сегодня — перейти от сырьевой модели экономики к инновационной, с чем у нас хватает проблем. Однако это крайне трудно сделать в отсутствии внятной и адекватной системы ценообразования на базовые группы товаров и услуг. Между тем, в строительной индустрии подобная система уже создана и действует, более того, эти наработки применяются и в других отраслях экономики.

В новой государственной системе ценообразования в сфере строительства заложены механизмы, направленные на повышение инновационной активности, обусловленные необходимостью сокращения издержек за счет внедрения современных технологий и методов эффективного управления производством, – отметил глава Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов Евгений Ермолаев. – Сегодня, имея опыт в реализации реформы государственной системы ценообразования в строительстве, мы готовы предложить модель экономических отношений, в рамках которой интересы государства и бизнеса могут совпадать и работать на общее благо.

При этом целесообразно такую модель отношений оформить в виде базового закона «О ценовой политике». Главная же задача Экспертного совета – участвовать в разработке такого законодательства, которое бы однозначно учитывало мнение экспертного сообщества и реально способствовало развитию отраслей экономики и субъектов хозяйственной деятельности.

Правительство РФ совместно с деловым сообществом могло бы разработать и утвердить концепцию государственной ценовой и тарифной политики в сфере монопольных и немонопольных видов деятельности, продолжил тему вице-президент Торгово-промышленной палаты Александр Захаров. В дальнейшем в нашей стране мог бы даже появиться федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение данной политики, а также научно-исследовательский центр по комплексным проблемам государственной ценовой политики.

О целях и задачах государственной ценовой политики рассказал директор Национального института развития РАН Михаил Гельвановский, занимавшийся этой темой еще в советское время. Российское ценовое пространство разбалансировано и зависит от мировой динамики, что препятствует нормальному воспроизводству ресурсов, в том числе трудовых.

Коррекция сложившегося неудовлетворительного положения должна, по мнению Михаила Гельвановского, проходить поэтапно. Во-первых, следует объединить разрозненные сектора российской экономики в общую единую систему, чтобы монопольные и немонопольные сектора, экспортеры и импортеры работали в едином ключе. Во-вторых, важно согласовать ценовую политику с бюджетной, кредитной, таможенной и валютной политиками в рамках стратегического планирования развития страны. Результатом действий должно стать восстановление национальной воспроизводственной базы страны.

Одним из важнейших аспектов грамотной государственной ценовой политики является регулирование деятельности естественных монополий через совершенствование методологии оценки тарифов на их услуги и инвестиционных программ. На это обратил внимание членов Экспертного совета директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Высшей школы экономики Илья Долматов. По его мнению, сегодня инвесторы не видят прозрачной схемы возврата тех средств, которые они готовы вкладывать. А потребители не понимают, как увязаны тарифы с улучшением качества оказываемых услуг.

В том числе и поэтому в России должен появиться ответственный оператор ценообразования, который отвечает за формирование цены и в дальнейшем сопровождает ее на всех этапах, заявил первый проректор Государственной академии строительства жилищно-коммунального комплекса России Александр Герасимов. Например, в капитальном строительстве оператор мог бы определять ценообразование на таких этапах инвестиционного проекта как проектирование, строительство и эксплуатация. При этом он должен нести имущественную ответственность за результаты определения цен и контрактов. Немаловажное значение имеет и то, по какому пути пойдет развитие системы государственных закупок — по пути развития 94-го закона или по пути реорганизации за счет введения Федеральной контрактной системы.

Помимо федерального уровня, инвестиционный процесс должен иметь продолжение в регионах. С этим проблема, констатировал вице-президент Союза проектировщиков России Сергей Шарапов. Дело в том, что перед субъектами Федерации не ставится системная задача по развитию промышленности и не выделяются соответствующие ресурсы. По мнению Сергея Шарапова, это требует добавления субъектам Федерации функции «содействие модернизации существующих промышленных предприятий».

Существующие попытки институализировать на местах инвестиционный процесс сталкиваются с различными сложностями, отметил генеральный директор ООО «Ибис» Сергей Очкивский. Несколько лет назад в Санкт-Петербурге был разработан и принят депутатским собранием в трех чтениях «Инвестиционный кодекс Санкт-Петербурга», необходимость принятия которого однозначно была поддержана крупнейшими инвесторами, действующими в середине 2000-х гг. в северной столице. Но губернатор, в конце концов, так этот закон и не подписал. По мнению членов Экспертного совета, с целью улучшения инвестиционного климата в России целесообразно проработать необходимость создания Федерального инвестиционного кодекса.

В Калуге же местное руководство, напротив, постаралось создать для бизнесменов оптимальный режим. Как рассказал начальник Управления строительства и земельных отношений Калуги Дмитрий Денисов, в регионе успешно работает Корпорация развития Калужской области — институт развития с прозрачными и понятными правилами игры. Так, иностранные инвесторы не сталкиваются с энергоснабжающими организациями, эти контакты берут на себя местные власти.

В ходе заседания Экспертного совета прозвучало немало и иных выступлений по повестке, сформулированы конкретные предложения, которые необходимо осмыслить и оформить в виде конкретных планов работ, ориентированных на долгосрочную и краткосрочную перспективы, а именно:

  • вопросы совершенствования регионального законодательства, практики его правоприменения;
  • вопросы развития интеллектуальной собственности как инвестиционного актива;
  • необходимость привлечения Экспертного совета к обсуждению комплекса мероприятий по подготовке, разработке и внедрению новой сметы нормативной базы ценообразования в строительстве, разработанной Комитетом по ценовой политике в строительстве, и государственной экспертизе проектов Правительства Москвы;
  • стимулирование притока инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство;
  • потребность в разработке законодательства о государственно-частном партнерстве и т.д.

Руководитель аппарата Комитета Государственной думы по экономической политике и предпринимательству Игорь Сергеев заверил участников, что все мнения будут учтены и переданы в профильные министерства и ведомства. Как отметил Игорь Сергеев, между Комитетом и Министерством экономического развития РФ существует договоренность об обмене информацией. «И я думаю, что мы примем активное участие в рассмотрении экспертной оценки этих документов», — подытожил руководитель аппарата.

Участники заседания приняли за основу структурную схему экспертного совета, в которой предусмотрен ряд рабочих органов совета — рабочих групп по направлениям. Выступающие, потенциальные руководители рабочих групп, концептуально изложили свое видение деятельности и вопросы ведения групп. В августе Экспертному совету предстоит подготовить предложения в думский Комитет по экономической политике и предпринимательству для дальнейшего утверждения, после чего приступить к планомерной работе по их реализации.

Кроме этого, Экспертному совету предстоит наладить систему отношений с потенциальными партнерами – федеральными и региональными органами государственной власти, обеспечить активное взаимодействие с политическими партиями, общероссийскими общественными организациями (например, Деловая Россия, ОПОРА России), отраслевыми общественными организациями. Необходимо также грамотно использовать потенциал организаций — членов Экспертного совета как модераторов различных целевых мероприятий, на которых может готовиться материал для дальнейшего использования при подготовке законов, обеспечивающих экономическое развитие страны.

По вопросам участия в работе Экспертного совета можно обращаться к ответственному секретарю Донцу Александру Николаевичу expertsovet@ascsi.ru.

Иван БАЛАШОВ



Новости