Мнения

  •  По нашему мнению, поскольку в соответствии с Конституцией Россия является социальным государством, то очевидно граждане вправе ожидать от этого государства выполнения, по крайней мере, трех важнейших функций: охранительной, балансирующей и поддерживающей.
  • Разберемся кратко с этими функциями, чтобы затем можно было перенести их в сферу ценообразования.
  •  
  • Для чего вообще существует государство?
  •  
  •  
  • Все заботы государства о его гражданах можно сгруппировать в три основных блока:
  •  
  •  
  • Функция защиты или охранительная.
  •  
  • Наверное никто не будет отрицать, что государство для того и создается людьми, чтобы оно защищало их от внешних врагов и от внутренних беспорядков, а также от разного рода нарушений работы систем жизнеобеспечения. Обе стороны этой защиты для любого человека и для любой семьи являются первостепенными, поскольку от них зависит сама жизнь практически любого и его семьи как условия его воспроизводства. Соответственно охранительная функция складывается из  двух компонент:
  • Первая — поддержание обороноспособности страны, защита ее территориальной целостности, внешнеполитических и внешнеэкономических интересов. С этим связано наличие боеспособной армии и флота и способного к их воспроизводству оборонного промышленного комплекса. Сегодня по прошествию 20 лет бездумного саморазоружения мы достаточно ясно увидели, к чему приводит пренебрежение к этой важно стороне социальной жизни.
  • Вторая  компонента – поддержание внутреннего правопорядка и защита его систем жизнеобеспечения – систем обеспечения водой, теплом (мы живем в природной зоне, где на большей части территории отрицательная температура держится более полугода), электроснабжением; продовольствием (способность прокормить свое население за счет собственного производства основных продуктов питания); экологическая безопасность (предупреждение экологических и техногенных катастроф); производственная и социальная инфраструктура, особенно транспорт и связь; госрезервы, различного рода складские помещения под материалы связанные с упреждением стихийных бедствий и пр.; сеть медицинских учреждений, пунктов первой помощи; здравоохранение (не как предоставление услуг при наличии соответствующей суммы денег, а как государственная обязанность); наука (прежде всего фундаментальная, которую не под силу поднять ни одной частной фирме; образование и воспитание, как важнейшие элементы формирования конкурентных преимуществ; метрологические службы, стандарты, в том числе стандарты безопасности.
  • Масштабы решения задач в этой сфере нисколько не меньше, чем решение проблем внешней безопасности. а может быть и более трудны и сложны в силу их разнообразия и взаимоувязанности. Решать эти задачи рыночными методами, как показывает опыт и других стран и наш 20-летни эксперимент, не удается. Проблемы усугубляются и система начинает деградировать. Главное условие, которое не позволяет решать эти проблемы с помощью одного только рынка – их сложность и технологическая обусловленность. Большинство из них требуют строгих  инженерных решений и потому должны решаться на строго плановой основе. И государство здесь не только полноправный руководитель, но, прежде всего ответственный исполнитель.Строгость ответственности – главное, что должно быть императивом в этой сфере, поскольку от выполнения этой государственной функции зависят жизни многих людей и солидарная ответственность государственных служащих не может быть механизмом  размывания персональной ответственности каждого их них, кто непосредственно отвечает за положение дел в той или иной сфере жизнеобеспечения..
  •  
  • Функция гармонизации или банасирующая
  •  
  • Это более сложная функция, которая требует решения целого ряда задач, также связанных с ответственностью за принимаемые решения. Речь идет о необходимости обеспечения поддержания воспроизводственной способности хозяйствующих субъектов. Особенно крупных, компаний и предприятий, на которых занято значительное количество работников, имеющих семьи и несущих перед членами своих семей ответственность за их жизненное обеспечение. При этом не только за удовлетворение самых первичных потребностей (еда, одежда, жилье), но и воспитание, и образование, и лечение.
  • Представляется, что государство должно обеспечивать здесь, прежде всего, внутренний хозяйственный порядок, являющийся экономической первоосновой социальной стабильности – справедливого формирования, распределения и перераспределения общественного дохода, общественных благ и собственности, приносящей доход.
  • Однако этим дело, видимо не может быть ограничено. Быстро меняющиеся технологии,   внешние и авнутренние рыночные условия требуют придания всей хозяйственной системе необходимой динамичной сбалансированности, обусловленной естественным ходом технологического развития (человек, особенно современный не может не изобретать и совершенствовать орудия своего труда и методы производства и управления), а также конкурентной средой, прежде всего, международной, формирующей характер межгосударственных (межстрановых) отношений и задающей темп современной мировой экономике.
  •  
  • В целом для выполнения первых двух функций – охранительной и балансирующей требуется разработка и проведение эффективной макроструктурной политики, которая по существу является симбиозом достаточно жесткого технологического планирования для решения  программ жизнеобеспечения и более гибких механизмов балансирования удовлетворения потребностей второго, третьего и пр. порядков. Промышленность – ядро экономики – гармоничная структура которого, обеспечивает определенную самодостаточность, вовсе не означающую полную автаркию, но способность поддерживать в активном и самодостаточном состоянии национальную воспроизводственную базу, разумное взаимодействие с глобальными партнерами, при условии полного исключения односторонней зависимости от внешних ресурсных источников.
  • Высокотехнологический комплекс – источник экономического роста на основе эффективности и ресурсосбережения, совершенствования производства и управления, создающий технологии двойного назначения, обеспечивая задачи.
  • Таким образом, в социальном государстве решаются задачи охранительная и балансирующая функции государства решают задачи не только безопасности и балансирования производства и потребления, но и динамичного развития. Причем это обычно достигается двумя путями одновременно:
  • 1) государственным планированием, основанном на целевых прогнозах и 2) гибкой формой самонастройки деятельности хозяйствующих субъектов, основанной на конкурентных (рыночных) принципах.
  •  
  • Функция социальной поддержки
  •  
  • Наконец, третья важная функция государства – поддержка социально незащищенных слоев и групп населения. Вообще защита слабых, не способных с самостоятельных к собственной социальной защите групп населения: престарелых и инвалидов, не способных содержать себя, детей сирот, людей попавших в трудные жизненные обстоятельства (стихийные бедствия, техногенные катастрофы и пр.). В основном должна была бы быть заботой самих жителей страны. Но это естественное положение, когда человек испытывает потребность помочь слабому и немощному сегодня, кажется в нашей жизни очень искажено. Причиной этому является, во-первых, низкие доходы населения, основная часть которого  живет в режиме выживания. Во-вторых, оно связано со слабой социальной самоорганизацией, унаследованной от предельно огосударсвтленной советской хозяйственной системы. И в третьих, с вульгарно понимаемым рыночным хозяйством, которое превратилось в устах наших рыночных идеологов в некую разновидностью человеческих джунглей, где более сильный пожирает слабого, не ограничивая себя никакими моральными рамками. На этом фоне равнодушие к чужому страданию и боли стало почти естественным. Мы проходим мимо лежащих на земле людей, греющих в подземных переходах и на вокзалах, роющихся на помойках стариков и редко ловим себя на мысли, что это противно человеческому естеству. И именно массовость нищеты и бедности делает это положение как бы нормальным. Поэтому видимо в самом начале исправления сложившейся ситуации государство должно в самых общих чертах сбалансировать доходно-расходную сторону социальной жизни в целом и затем функция по поддержанию слабых и обездоленных, видимо должна в основном должна базироваться на местном (муниципальном) уровне.
  • Но государство должно создать условия, чтобы местные бюджеты были способны содержать таких людей и оказывать такую помощь на регулярной или постоянной основе. При этом уровень поддержки со стороны самодеятельного, здорового населения должен быть одним из важнейших показателей благополучия данного местного образования. На месте всегда лучше видно, кто и в какой помощи нуждается. И такая помощь будет более реальной и полезной не только для получающих, но и для оказывающих ее, чем казенное распределение средств, получаемых из центра. И расходование таких средств должно контролироваться местным населением. Такой подход вовсе не означает, полного ухода государства из этой сферы, но в основном его деятельность, видимо, более должна концентрироваться на мониторинге и анализе происходящих в этой сфере процессах, характеризующих не только материальное благополучие данного местного образования, но его моральный климат.
  •  
  • Социальные функции и социальные цены в социально ориентированном государстве.
  •  
  • Видимо этим описанным трем функциям социального государства и должна в целом соответствовать и государственная ценовая политика.
  • В соответствии с функциями социального государства должны видимо выделены и цены.
  • Охранительной функции должны соответствовать социальные цены первого порядка  цены обеспечивающие реализацию функции защиты социума (или инфраструктурные цены) где рынка нет и не может быть. Крупные сырьевые комплексы, железнодорожный транспорт, авиациастроение и аэропорты, электроэнергетика (крупные предприятия по производству и передаче элетроэнергии), тарифы ЖКХ (для крупных населенных пунктов), здравоохранение и образование, оборона.
  • Здесь цены должны формироваться под жестким контролем государства. Их формирование должно быть полностью подчинено общей экономической политике государства, его долгосрочным стратегическими интересам развития социума как исторического субъекта международной конкурентной борьбы. Примером может служить государственная политика в отношении цен на энергоносители, где государство должно исходить не только из интересов компаний-производителей, но и учитывать огромную территорию стран, ее природно-климатические условия, ее ресурсные возможности и, конечно же конкурентоспособность ее обрабатывающей промышленности на строится вся хозя1ственная система и ее основные перспективы развития.
  • Социальные цены второго порядка – регулируемые цены на продукцию государственных закупок, а также создание условий для социальной реализации потенций конкурентной среды на основе использования экономической информации. Здесь роль государства должна выражаться в двух формах:
  • Первая – формирование цен при государственных закупках, где государство как крупнейший заказчик и покупатель может проводить свою ценовую политику как ведущий рыночный агент. Здесь предприятия также должны в значительной мере ориентироваться на государственные интересы, т.е. на удовлетворение общественных потребностей страны в целом или отдельных ее регионов. И производители должны активно бороться за государственный заказ и своими производственными и научными достижениями доказывать свою профессиональную пригодность.
  • Вторая форма – внимательное и эффективное воздействие на рыночную среду, чтобы она не теряла своих рыночных свойств и не допускать проявлений монополизма ни в каких формах (а их несметное множество), а также на поддержку тех перспективных производителей, которые в силу каких-то причин не могут реализовать свой научный или творческий потенциал или в отдельных случаях необходимо поддерживать традиционное производство, сохранять рабочие места, обеспечивая социальное равновесие в рамках отдельных регионов и т.п.
  • Социальные цены третьего порядка – цены социальной поддержки, которая может выражаться в требованиях пониженных цен на товары детского ассортимента (как это имело место в СССР), цены на товары повседневного спроса бюджетного характера или даже цены, исходящие из местных условий производства и потребления (отходы местного производства, из местных источников сырья, которые не могут реализовываться за пределами региона и т.п. Сюда же могут быть отнесены цены на отдельные основные вид лекарств,  приспособления для инвалидов и т.п.
  •  
  •  Гельваноский М.И., НИР
    http://nir.ras.ru

В рыночной экономике именно складывающиеся уровни и соотношения цен во многом  определяют характер и динамику развития страны. От того, как государство понимает свои задачи в области ценообразования и какую ценовую политику оно проводит, во многом зависит и успех реализации поставленных задач по модернизации экономики.

 

Модернизация и конкурентоспособность

 

Сегодня модернизация стала лозунгом дня, главным направлением развития страны. Междисциплинарных подход к модернизации как к более широкому явлению-процессу социальной жизни требует уточнения его взаимосвязи с другими смежными понятиями, от которых оно зависит и на которые в свою очередь непосредственно влияет. На самом деле таких понятий довольно много: уровень технического развития страны, зрелость общественных отношений и политической системы, менталитет населения и многое другое. Тем не менее, среди множества таких смежных понятий есть одно – ключевое, которое включает в себя практически все перечисленные и не перечисленные. Это понятие «конкурентоспособность». Взаимосвязь между этими понятиями должна быть осознана предельно ясно: модернизация должна быть полностью подчинена задаче повышения конкурентоспособности национальной экономики (мароконкурентоспособности) и соответственно найти свое правильное место в алгоритме решения этой главной задачи.

Другим важным ключевым понятием, с которым связано понятие модернизации, является понятие «национальной безопасности».Понятие национальной безопасности является базой формирования реальной конкурентоспособности, особенно макроконкурентоспособности.

Названные три понятия и образуют базу, на основе которой должна формироваться государственная стратегия развития экономики страны, в основе которой лежит модернизация, причем модернизация в широком ее понимании и учитывающая, не только технологические и финансовые возможности страны, но и ее культурно-историческую специфику.

Далее, опираясь на методологию формирования конкурентных преимуществ, при которой базовым фактором является обеспечение безопасности , можно выстроить следующий  алгоритм развертывания государственной конкурентной стратегии:

  • уточнение определения геополитических интересов для формирования внешнеполитической доктрины;
  • на основании внешнеполитической доктрины формируются оборонная доктрина;
  • на основе оборонной доктрины вносятся коррективы в структурную экономическую политику государства;
  • центральной частью структурной экономической политики является промышленная политика,;
  • сердцевиной промышленной политики является высокотехнологический комплекс отраслей, который в определяющей мере обеспечивает динамику развития оборонного потенциала страны и ее социально-экономического развития в целом.

Подобная логическая конструкция дает общее представление, способствующее принятию стратегических решений по всей гамме отраслей национальной экономики, распределить силы государственного управления с учетом значимости этих отраслей для решения главной задачи – повышения национальной конкурентоспособности.

Эта логическая последовательность формирования задач и принятия стратегических решений, могла бы позволить предприятиям и компаниям страны более четко понимать свои задачи, могла бы способствовать активному участию как государственных структур, так и отдельных компаний и предприятий в решении главной задачи – повышении конкурентоспособности на основе учета специфики страны широкой модернизации различных сторон социальной жизни, внося каждый свой вклад в повышение эффективности своей работы.

 

О социальной ответственности социального государства.

 

Прежде чем  выстраивать модернизационную линию развития, необходимо определиться с социальными функциями государства.  социальными функциями, следует разобраться, а что же такое государство с социально-экономической точки зрения? Речь идет о государстве, стоящем на страже интересов социума, действующем от его имени и несущем перед ним ответственность.

В этой связи следует отметить три уровня ответственности социального государства:

  • Функция защиты, которая складывается из двух компонент:

1.1. Внешняя защита социума – оборона страны, обеспечение защиты территориальной целостности, отстаивание внешнеполитических и внешнеэкономических интересов.

1.2.  Внутренняя защита – систем жизнеобеспечения – систем обеспечения водой, теплом (мы живем в природной зоне, где на большей части территории отрицательная температура держится более полугода), электроснабжением; продовольствием (способность прокормить свое население за счет собственного производства основных продуктов питания); экологическая безопасность (предупреждение экологических и техногенных катастроф); производственная и социальная инфраструктура, особенно транспорт и связь; госрезервы, различного рода складские помещения под материалы связанные с упреждением стихийных бедствий и пр.; сеть медицинских учреждений, пунктов первой помощи; здравоохранение (не предоставление услуг, а государственная обязанность); наука (прежде всего фундаментальная, которую не под силу поднять ни одной частной фирме; образование и воспитание, как важнейшие элементы формирования конкурентных преимуществ; метрологические службы, стандарты, в том числе стандарты безопасности, и, наконец, защита правопорядка в стране, обеспечивающая безопасность граждан от антисоциальных, преступных элементов.

  • Функция гармонизации, которая также складывается из двух основных компонент

2.1. обеспечение внутреннего хозяйственного порядка, являющегося экономической основой социальной стабильности –справедливого формирования, распределения и перераспределения общественного дохода, общественных благ и собственности, приносящей доход;

2.2. придание всей хозяйственной системе необходимой динамичной сбалансированности, обусловленной естественным ходом технологического развития (человек, особенно современный, не может не изобретать и совершенствовать орудия своего труда и методы производства и управления), а также конкурентной средой, прежде всего, международной, формирующей характер межгосударственных (межстрановых) отношений и задающей темп современной мировой экономике.

Для решения первой задачи, которая, по сути, является продолжением задачи 1.2. макроуровня, требуется разработка и проведение эффективной макроструктурной политики, которая по существу является симбиозом достаточно жесткого технологического планирования для решения  программ жизнеобеспечения и более гибких механизмов балансирования удовлетворения потребностей второго, третьего и пр. порядков. Промышленность – ядро экономики – гармоничная структура которой, обеспечивает определенную самодостаточность, вовсе не означающую полную автаркию, но способность поддерживать в активном и самодостаточном состоянии национальную воспроизводственную базу, разумное взаимодействие с глобальными партнерами, при условии полного исключения односторонней зависимости от внешних ресурсных источников.

Высокотехнологический комплекс – источник экономического на основе роста эффективности и ресурсосбережения роста, совершенствования производства и управления, создающий технологии двойного назначения, обеспечивая задачи 1.1., 1.2.и 2.1. и 2.2.

Таким образом, в социальном государстве реализация функций безопасности и балансирования производства и потребления осуществляется в тесном взаимодействии жесткого технологического планирования и гибкого рыночного управления. Конкретно это  выражается: 1) в  государственном планировании, основанном на целевых прогнозах и 2) в гибкой форме самонастройки деятельности хозяйствующих субъектов, основанной на конкурентных (рыночных) принципах.

  • Функция социальной поддержки – решение социальных задач, связанных с поддержанием социальной защиты слабых, не способных с самостоятельных к собственной социальной защите групп населения: престарелых и инвалидов, не способных содержать себя, детей сирот, людей попавших в трудные жизненные обстоятельства (стихийные бедствия, техногенные катастрофы и пр.). Эта деятельность в основном должна базироваться на местном (муниципальном) уровне. Но государство должно создать условия, чтобы местные бюджеты были способны содержать таких людей и оказывать такую помощь на регулярной или постоянной основе. При этом уровень поддержки со стороны самодеятельного, здорового населения должен быть одним из важнейших показателей благополучия данного местного образования. На месте всегда лучше видно, кто и в какой помощи нуждается. И такая помощь будет более реальной и полезной не только для получающих, но и для оказывающих ее, чем казенное распределение средств, получаемых из центра. И расходование таких средств должно контролироваться местным населением. Такой подход вовсе не означает, полного ухода государства из этой сферы, но в основном его деятельность, видимо, более должна концентрироваться на мониторинге и анализе происходящих в этой сфере процессах, характеризующих не только материальное благополучие данного местного образования, но его моральный климат.

Описанным трем функциям социального государства должны соответствовать три уровня социальных цен.

Социальные цены первого порядка – цены обеспечивающие реализацию функции защиты социума (или инфраструктурные цены) где реального рынка нет и не может быть. Крупные сырьевые комплексы, железнодорожный транспорт, авиастроение и аэропорты, электроэнергетика (крупные предприятия по производству и передаче электроэнергии), тарифы ЖКХ (для крупных населенных пунктов), здравоохранение и образование, оборона, предотвращение чрезвычайных ситуаций и обеспечение правопорядка.

Социальные цены второго порядка – регулируемые цены на продукцию государственных закупок, а также создание условий для социальной реализации потенций конкурентной среды на основе использования экономической информации.

Социальные цены третьего порядка – цены социальной поддержки для слабо социально защищенных граждан.

 

Как достичь национальной конкурентоспособности: ценовой аспект

 

Решая задачу модернизации, государство решает задачу обеспечения стабильного состояния социума (это главное, базисное условие), должно особое внимание уделять специфической своей социальных функций – придание всей хозяйственной системе необходимой динамичной сбалансированности. В современных конкретных условия России задача модернизации, под которым следует понимать в первую очередь обеспечение условий для инновационного прорыва, который действительно может вывести экономику страны на передовые рубежи глобального конкурентного соревнования, следует отметить следующее.

  • Задача построения инновационной экономики должна решаться параллельно с восстановлением индустриальной экономики страны, значительная часть корой оказалась утраченной в последние 20 лет. Один только факт: более 80% основных производственных фондов в стране являются физически изношенными. На такой базе никакие инновации не дадут реального положительного результата.
  • Формирование инновационных прорывных условий должно опираться на четкую конкурентную стратеги государства, в которой должны быть предусмотрены меры экономической безопасности, обеспечивающие сформирование, сохранение и укрепление конкурентных преимуществ страны в глобальной конкурентной борьбе.
  • Инновационная экономика предполагает четкое и эффективное взаимодействие двух секторов хозяйства: рыночного, гибко реагирующего на быстро меняющуюся внешнюю и внутреннюю экономическую конъюнктуру, приспосабливающуюся к меняющимся условиям, и государственного, ответственного, прежде всего, за системы жизнеобеспечения основной массы населения, оборону страны, социальную стабильность, обеспечивающую условия для создания устойчиво развивающихся центров инновационного развития.
  • Конкурентные отношения внутри страны не должны быть не только единственным, но и доминирующим условием развития инновационной экономики, которая должна базироваться прежде всего на интенсивном развитии фундаментальных исследований. Последние, в силу своей специфики (неопределенность и длительность экономических результатов от затраченных весьма внушительных ресурсов) не могут быть участниками конкурентных отношений и должны финансироваться исключительно из средств государственного бюджета, как это делается практически во всех странах мира, осуществляющих такие исследования. Доминирующими в развитии экономики страны должны сбыть отношения согласованности и сотрудничества, позволяющие эффективнее использовать имеющиеся в стране ресурсы, укрепляя и расширяя прежде всего интеллектуальный ресурсный потенциал страны.
  • Эффективное выстраивание модернизационной инновационной экономики предполагает также достаточно равномерное и адекватное развитие всех отраслей хозяйственной системы страны. Инновационная часть не может существовать в виде некоего анклава на территории, живущей в условиях средневековья: без газа и электричества, без нормальных транспортных путей и коммуникационной инфраструктуры, без здорового, образованного и воспитанного в духе патриотизма и законопослушания населения. Это означает, что финансирование развитие инновационных проектов должно учитывать это фундаментальное обстоятельство. Инновационная экономика не может быть самоцелью. Она лишь средство выведения страны на новые, лидирующие позиции. Такие позиции может создать только государство, создающее условия для формирования внутри страны взаимоувязанный блок сотрудничающих между собой мощных корпораций и выступающих в глобальном конкурентном пространстве как объединенный одной целью конкурентный субъект, ориентированный на победу в глобальной конкурентной схватке XXI века.

 

О государственной политике цен как средстве модернизации

 

При формировании подходов к государственной политике цен, необходимо исходить из того, что в современной экономике требования экономической устойчивости, сбалансированности между основными макроэкономическими агрегатами и задача поддержания стабильно высоких темпов экономического роста являются взаимосвязанными. Цены в достижении этой цели являются одним из основных инструментов реализации этой сбалансированности, т.е. должны быть «встроены» в стратегию социально-экономического развития страны на ближайшую и более отдаленную перспективу. И это является главным принципом, на котором должна основываться государственной политики цен[2].

Достижение и сохранение динамичной сбалансированности цен может быть обеспечено путем определения направления и размеров изменения цен на основные виды товаров по годам очередной среднесрочной программы социально-экономического развития. Государственной политикой цен должно быть предусмотрено активное регулирующее воздействия на цены со стороны государства.

Размеры изменения цен предполагается рекомендовать в больших или меньших интервалах с разной детализацией по товарам. Следует особо отметить, что расчет гибких ценовых коридоров и удержание системы цен в их рамках, устанавливаемых как на основные группы товаров, определяющих затраты на производство (энергоресурсы, электроэнергия, тарифы на жилищно-коммунальные услуги, продукты питания и проч.), так и на основные ценовые агрегаты (индекс потребительских цен, индекс цен производителей, дефлятор инвестиций, дефлятор ВВП, курс национальной валюты) и ценовые агрегаты по отраслям и видам экономической деятельности, является неотъемлемой частью макроэкономической сбалансированности.

Современные экономические отношения требуют чрезвычайной гибкости, поэтому им должны соответствовать столь же гибкие регулятивные механизмы. Отсюда требования к сбалансированности и устойчивости априори не могут быть жесткими, такими, например, как это имело место в советской системе планового хозяйства. Любая экономическая система, и особенно гибкая, обладает дополнительным запасом прочности, так как состояние сбалансированности определяется не конкретными единичными значениями макроэкономических показателей, а их совокупностью, лежащей в середине некоей области устойчивости, которую представляется возможным очертить при помощи системы экономических расчетов (в том числе и прогнозных).

Формированию механизмов реализации ценовой политики, направлен­ных на повышение эффективности и конкурентоспособности продукции и экономики в целом должно предшествовать определение параметров сложившейся ценовой сферы и ее соответствия задачам государственной политики цен. Оно  включает в себя:

  • характеристику ценовой сферы национальной экономики с позиций ее гармоничного развития;
  • оценку степени соответствия уровня и соотношений цен задаче пропорционального развития отраслей экономики, обеспечения расши­ренного воспроизводства на основе современной техники и передовой технологии;
  • оценку соответствия цен и доходов с позиции обеспечения общественно необходимых  потребностей населения, государства и производственной сферы в товарах и услугах.

 

Следующим шагом должно быть определение критериев и параметров, характеризующих систему цен как отвечающую требованиям общей экономической политики и обеспечивающей долговременное повышение конкурентоспособности национальной экономики, исходя из складывающейся экономической ситуации.

На основе определения параметров и критериев сложившейся ценовой сферы разрабатывается Программа перехода к системе взаимоувязанных цен внутреннего рынка.

Переход к системе взаимоувязанных цен внутреннего рынка осуществляется в соответствии с решениями, принимаемымиорганом, ответственным за реализацию ценовой политики (далее регулирующий орган)[3]. Регулирующий орган в процессе объединения обособленных сегментов цен в единую систему учитывает затраты на производство и прибыль в соответствии с установленным нормативом рентабельности.

Затраты на производство учитываются по степени соответствия объема производства товаров (продукции и услуг)общественно необходимым потребностям в них (сбалансированности спроса и предложения), а также по возможности и целесообразности обеспечения той или иной степени соответствия в предстоящем периоде.

Нормативы рентабельности разрабатываются регулирующим органом для определения лимитов изменения цен.

Цены участников рынка формируются на основе затрат в соответствии с действующим порядком отнесения их на себестоимость продукции. Их уровень и динамика определяются рыночной конъюнктурой при условии соответствия лимитам регулирующего органа.

Фактическая рентабельность является результатом ценовой конкуренции, обеспечивая изготовителям товаров и услуг дополнительный доход от более эффективного использования ресурсов. В этой части целесообразно установить нижнюю планку рентабельности, ограничивающую использование прибыли после уплаты налогов на выплату дивидендов.

В социально значимых отраслях (жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, сельское хозяйство) возможно применение стимулирующих налоговых механизмов, административного регулирования цен на отдельные виды товаров и услуг, предоставление субсидий отдельным группам населения.

Особую роль в формировании эффективной государственной политики цен принадлежит системе ценовой информации,которая должна охватывать всю хозяйственную вертикаль – от муниципального уровня до федеральных органов управления, но в основе которой должен быть реальный обмен ценовой информацией между реальными хозяйствующими субъектами.

Содержательно система ценовой информации должна представлять собой непрерывно обновляемую базу данных о ценах предложения отечественных производителей всех видов товаров и услуг, а также импортеров, ввозящих товары на таможенную территорию Российской Федерации.

Система ценовой информации должна обеспечивать:

  • полномасштабное включение производителей в конкурентную борьбу с целью выработки стратегии развития;
  • возможность выбора потребителями товаров и услуг, оптимальных производственных связей с целью минимизации затрат;
  • прозрачность изменения стоимости товара по мере движения его по цепям технологической кооперации от сырья до конечного продукта.

Система ценовой информации позволит субъектам рынка и органам исполнительной власти осуществлять мониторинг процессов в ценовой сфере для оперативного принятия мер, предотвращающих рост инфляции, а также вносить необходимые изменения в стратегию развития экономики страны и ее отдельных секторов.

Реализация государственной ценовой политики должна осуществляться поэтапно. На первом этапе государство осуществляет комплекс мер по объединению разобщенных сегментов ценовой сферы в единую систему цен внутреннего рынка (см. схему 3).

Комплексная программа включает следующие шаги:

  • проведение углубленного анализа состояния ценовой сферы с целью определения количественных размеров накопившихся диспропорций, препятствующих нормальному воспроизводственному процессу в отдельных отраслях экономики и в хозяйственной системе в целом;
  • определение на основе анализа состояния ценовой сферы количественных параметров изменения цен в отдельных сегментах ценовой сферы для устранения накопившихся диспропорций;
  • установление заданий по изменению соотношений цен между секторами по годам среднесрочной программы социально-экономического развития.

Одновременно предполагается осуществление подготовки правовой базы для формулирования порядка ценообразования в России в целом и применения административного регулирования цен в ходе реализации первого этапа государственной политики цен. С этой целью в законодательство должны быть внесены изменения, ограничивающие права хозяйствующих субъектов на формирование и применение цен.

На втором этапе, после завершения объединения разобщенных сегментов ценовой сферы в единую систему цен внутреннего рынка в целом практически отпадет необходимость в административном регулировании цен. Временные нормы, необходимые для реализации первого этапа, заменяет Федеральный закон «О ценах и ценообразовании в Российской Федерации», который становится основой законодательного закрепления главных стратегических направлений государственной политики цен.

В результате разработки и принятия Федерального закона о ценах должны быть решены следующие наиболее важные задачи:

а) приведены в систему нормы, устанавливающие порядок формирования цен;

б) определены права и обязанности участников внутреннего рынка в области ценообразования;

в) фрагментарные и разрозненные, содержащиеся в различных законодательных актах (федеральных законах и кодексах, действующих в отдельных отраслях) положения, касающиеся цен и ценообразования, должны быть заменены непротиворечивым системным изложением соответствующих требований.

Важная роль должна быть отведена понятийному аппарату, используемому в законе, который исключал бы различное толкование отдельных норм и положений Закона.

Раздел закона, посвященный вопросам формирования цен, опираясь на положения действующего порядка отнесения затрат на себестоимость, должен определить перечень затрат, подлежащих обязательному учету в ценах, а по ряду статей –установить критерии достаточности затрат.

Критерии достаточности необходимо установить по затратам воспроизводственного характера, а нарушение этих критериев квалифицировать как демпинг.

Особая глава должна быть посвящена порядку учета и отражения в цене налогов и акцизов, а также обязанности изготовителя снижать цену при снижении ставок налогов (акцизов).

Раздел закона, устанавливающий порядок применения цен, должен обеспечить приоритет изготовителю товара (продукции, услуги) в выработке и реализации ценовой политики.

Законом должна быть предусмотрена общедоступность информации об уровне и динамике цен.

Общеметодологические правила формирования и применения цен в законе должны быть установлены едиными для  всех отраслей и видов продукции и услуг.

Государство может устанавливать исключения (временные или постоянные) из единых правил, например, для детского ассортимента товаров или медицинских препаратов, но только в случае компенсации выпадающих доходов изготовителя или продавца при установлении таких исключений.

Единые правила формирования и применения цен должны распространяться на всех участников рынка независимо от их доминирующего положения на рынке, а также от вхождения в состав естественных монополий.

Проявления монополизма как отступления от единого порядка формирования и применения цен должны пресекаться законодательством о защите конкуренции. При этом нормы «Закона о защите конкуренции» не должны препятствовать стремлению предприятия (организации) к занятию доминирующего положения на рынке за счет более высокой эффективности производства и качества товара (услуги) при условии соблюдения им требований «Закона о ценах и ценообразовании».

Для осуществления государственной политики цен должны применяться косвенные методы ценового регулирования в соответствии с задачами развития экономики в средне и долгосрочной перспективе.

При этом в Законе о ценах должен быть четко определен ограниченный перечень ситуаций (и их исчерпывающие признаки), допускающих применение тех или иных регулирующих инструментов.

Основанием для применения регулирующих инструментов являются результаты мониторинга тенденций в ценовой сфере по данным системы ценовой информации.

Таким образом, Федеральный закон о ценах и Система ценовой информации являются институциональной основой реализации государственной политики цен в России (см, схему).

 

 

Помимо институциональной основы государственная политика цен должна быть обеспечена организационно. Предлагается следующий алгоритм взаимодействия системы государственных органов реализации государственной политик цен.

1.Правительство разрабатывает долгосрочную национальную государственную конкурентную стратегию развития, именно конкурентную стратегию, потому что мы сегодня относимся к конкуренции, во-первых, как к некому стихийному процессу, а он на самом деле организуется и весьма успешно и, во-вторых, как исключительно положительному процессу, а он имеет значительные теневые стороны, связанные с недобросовестной конкуренцией. На самом деле это очень жестокая борьба. Вот для такой конкурентной среды она и должна быть разработана и транслирована в орган, который принимает решение по регулированию цен.

  • Орган, отвечающий в государственной системе за состояние ценовой среды,должен работать не сам по себе, а на основе регулярно проводимых исследований и разработок Научно-исследовательского центра (института) по комплексным проблемам государственной ценовой политики.
  • Научно-исследовательский центр анализирует и дает федеральному органу по ценам соответствующую информацию об изменении цен, состоянии ценовой сферы страны и пр. Сегодня, кстати, на макроуровне в таком комплексном виде этим никто реально не занимается.
  • Наконец, при научно-исследовательском центре по комплексным проблемам государственной ценовой политики, очевидно, с участием Федерального органа по ценам необходимо создать Координационный совет по ценовой и тарифной политике. Этот совет должен играть роль своеобразной согласовательной площадки, где могут встречаться государственные институты, представители предпринимательского корпуса и общественные организации (прежде всего, профсоюзы). Все они должны помогать государству в выработке и реализации ценовой политики в стране. Вся система органов реализации ценовой политики должна базироваться на национальной системе ценовой информации, доступной всем участникам рынка.
  • Вся система государственных органов анализа, контроля и регулирования цен в стране должна базироваться на развитой системе ценовой информации, доступной участникам рынка и исключающей обман контрагентов и государственные органы.
  • В целом Национальная система ценовой информации в детально разработанное законодательство о ценах должны явиться той основой, на которой будет выстраиваться система национальных цен, отвечающих потребностям страны, ее модернизационному развитию,

Такова примерно институциональная схема организации, работы на федеральном уровне. Дальше это должно транслироваться в регионы, в некоторых из которых еще сохранились остатки прежней системы органов ценообразования (надобность в них, видимо, не везде отпала).

В целом, предполагается, что по завершению работы по формированию системы цен, обеспечивающих  нормальное воспроизводство, и созданию национальной системы ценовой информации возникнет возможность перевода всей системы реализации государственной политики цен в своеобразный «полуавтоматический режим функционирования». Этот режим должен базироваться на двух основах: первая – система ценовой информации, которая  обеспечивает необходимые условия для самостоятельной работы предпринимателей, принятия ими оптимальных хозяйственных решений и вторая – Федеральный закон о ценах в России, который должен очертить рамки этой работы хозяйствующих субъектов.

На этой основе и должна базироваться государственная политика цен. Ее главная задача – не вмешиваясь непосредственно в текущее ценообразование,  создавать условия для того , чтобы цены стимулировали те или иные модернизационные процессы, исходя из стратегии социально-экономического развития страны.

Одновременно свою политику государство может вполне проводить через предприятия госсектора или смешанные предприятия и компании, экономическая мощь которых вполне достаточна, чтобы реализовать интересы государства через рыночные механизмы, не прибегая к чрезвычайным мерам грубого вмешательства в тонкий процесс ценообразования на частных предприятиях.

Вся система реализации государственной политики цен должна осуществляться в комплексе с бюджетной, кредитной, таможенной и валютной политикой. Именно так можно реализовать те стратегические задачи, которые должны быть поставлены в национально-государственной конкурентной стратегии развития России, без которой она фактически не обладает субъектностью в международной конкурентной борьбе.

Исходным посылом государственной политики цен должна неизменно являться долгосрочная стратегий социально-экономического развития страны, в которой и должны быть заложены элементы навязываемого современным миром глобального соперничества России с ведущими державами мира.

 

www.nir.ras.ru

 

[1] Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект 10-02-00190).

[2] Именно разбалансированность финансового и реального секторов экономики сначала привела к ценовой нестабильности на мировых рынках финансовых и материальных активов, а затем послужила «пусковым механизмом» мирового кризиса.Цены и соотношения между ними не просто балансируют спрос и предложение в экономических системах, но одновременно являются важнейшими индикаторами устойчивости систем, сигнализируют о кризисных проявлениях. 

[3] Функции этого органа могут быть либо возложены либо на подразделение одного из действующих ведомств экономического блока Правительства России, либо для этого может быть образована специальная структура, за которой будет законодательно закреплено решение задачи реализации ценовой политики государства.

 Гельвановский М.И., НИР
http://NIR.RAS.RU


Новости